?Не кури, пока тебе не исполнится 18!? ? так борются с детским курением табачные корпорации. Сдается, они поступают с полным понимаем подростковой психологии: чтобы дети выслушали рекомендации и сделали наоборот.
Продавать табак ? нелегкое дело, потому что постоянные покупатели то и дело норовят бросить курить или хуже того ? преждевременно умирают, причем нередко от связанных с курением болезней. Поэтому тем, кто продает табак, постоянно нужны новые клиенты.
Также широко известно, что, чем человек моложе, тем быстрее формируется табачная зависимость. Ну, а поскольку продавать сигареты детям и продвигать курение среди несовершеннолетних запрещено, приходится искать обходные пути, из которых самый хитроумный: проявления социальной ответственности.
Мы не продаем сигареты детям!Все видели эти наклейки на дверях магазинов и у касс, но мало кто знает, что это программа социальной ответственности, которую добровольно берут на себя табачные компании.
Помимо явного посыла о недопустимости продажи табачных изделий несовершеннолетним покупателям, наклейка сообщает и завуалированные данные. А именно: курить после 18 лет можно! Поэтому ты можешь прикинуться взрослым, попросить взрослого купить тебе сигареты или спокойно дождаться совершеннолетия, чтобы взять свою законную сигарету.
Курение ? это свободный взрослый выбор!На первый взгляд, с этим аргументом все в полном порядке. Но на деле многие курильщики стали таковыми, будучи еще школьниками, и к совершеннолетию имели уже сильную табачную зависимость. Для миллионов этих людей речи о свободном взрослом выборе не идет ? это был детский выбор.
Программы для детей и подростков, подробно разъясняющие, что курение разрешено только взрослым, также активно финансируются табачными компаниями. Эти программы даже говорят о вреде курения. Кроме того, они формируют мысль о том, что курение ? это социальная норма. Для взрослых. А какой подросток не хочет быстрее повзрослеть?
Соревнования некурящих детейСостязания школьных классов, свободных от курения ? излюбленная тема новостных СМИ. Эти соревнования ежегодно стартуют во многих регионах страны и преподносятся как хорошая новость. Однако с каждым годом в них принимают участие все более юные школьники. Вторая беда: если одни дети соревнуются в том, что смогут ради солидного приза удержаться от курения, значит, есть и другие дети ? которым приз не нужен.
И, пока ?хорошие? дети состязаются в том, чтобы не курить до 18 лет (большинство из них без соревнования и не задумались бы о курении вовсе), ?плохие? дети, как маленькие Гекльберри Финны, дымят себе в сторонке.
Итог этих программ безупречен ? все дети задумываются о курении, много слышат о нем, пока соревнуются, запоминают, что это ? для взрослых. Эту программу также финансирует табачная промышленность. Как и обмен сигарет на конфеты, которым часто занимаются молодежные организации в рамках борьбы с курением.
Спорт необходим! Знание ? сила! Культуру ? в массы!Финансирование спортивных, культурных мероприятий и образовательных программ ? солидная статья расходов табачных корпораций. Хитрость в том, что, даже пристально следя за игрой на поле, отплясывая в танцевальном партере на концерте или получая солидную стипендию на обучение, подростки запоминают название табачного бренда, которое мелькало у них перед глазами.
Ну, а то, что появляется в поле зрения во время спортивных состязаний, выступления любимой группы или дает возможность учиться в хорошем вузе, не может, наверное, быть чем-то вредным? Так мнение о курении как о чем-то повседневном, приемлемом, обычном, укореняется в сознании. Более того, образ сигарет накрепко связывается с образом спортивного или эстрадного кумира, что облегчает узнавание бренда.
Поэтому не стоит рассчитывать на то, что табачная промышленность сознательно идет на уменьшение своей потребительской аудитории. Продажа табака ? обычный, хоть и смертельный бизнес, где главная цель ? зарабатывание денег, а не забота о здоровье детей. И все потраченные таким образом табачными компаниями деньги рано или поздно окупаются.